Электронно-цифровая подпись для ИП и ООО

ЭЦП – аналог "автографа", поставленной под документом, выполненном на бумажном носителе. Она выполняет одновременно две функции – защиту документа от подделок или несанкционированного изменения содержания, а также идентифицирует того, кто его подписал. Процедура получения и использования электронной подписи регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи» №63-ФЗ.

Сферы использования и классификация

Электронную подпись можно использовать для различных целей. В основном их применяют:

  • Подавая отчетность в ФНС и другие органы в онлайн-режиме (в соответствии с действующим законодательством такие документы имеют юридическую силу);
  • Принимая участие в онлайн-торгах, проводимых при определении кандидатов для исполнения Госзаказа или в коммерческих целях;
  • Регистрируясь в ЕГАИС (подпись нужна при входе в Систему и для защиты переданных в нее данных);
  • Оформляя внутренние или внешние документы компании (ИП);
  • Регистрируя сделки с недвижимостью, получения выписки из ЕГРИП и для выполнения других действий.
    • Без электронной подписи невозможно воспользоваться популярным российским порталом Госуслуги.

      В соответствии со статей 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи» №63-ФЗ существуют такие виды электронных подписей:

      1. Простая. При ее использовании следует помнить, что она не способна защитить документ от подделки и изменений. Обычно такой вид ЭЦП применяют при отправке средств с использованием интернет-банкинга, для пользования государственными или муниципальными услугами.

      2. Усиленная неквалифицированная. Этот тип подписи обеспечивает средний уровень защиты информации и удостоверяет личность подписавшего его лица. Для применения такой ЭЦП нужен сертификат ключа проверки. Тем, кто планирует использовать неквалифицированную ЭП для подачи отчетности в налоговую инспекцию следует знать, что фискальный орган не принимает подписанный таким образом документ как равнозначный бумажному аналогу, что может привести к возникновению споров с ФНС.

      3. Усиленная квалифицированная. Она имеет наивысший уровень защиты, что позволяет применять такую ЭЦП при разных обстоятельствах. Предпринимателям и собственникам предприятий следует помнить, что важные бухгалтерские документы подписываться неквалифицированной ЭЦП не могут. Процесс получения электронной подписи зависит от ее типа. Чтобы получить простую достаточно будет ввести логин и пароль на сайте или внести смс-код в предложенную форму.

      Что касается усиленных ЭЦП, то для оформления не обойтись без обращения за получением сертификата в соответствующие центры.